Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

данелия георгий николаевич

Энциклопедический словарь

Дане́лия Георгий Николаевич (р. 1930), российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1989). В фильмах Данелии острая сатира и гротеск органично сочетаются с глубокой психологической достоверностью, богатством интонаций и стилистических оттенков, выявляющих в бытовых ситуациях поэтическое начало жизни: «Серёжа» (1960, совместно с И. В. Таланкиным), «Я шагаю по Москве» (1964), «Не горюй!» (1969), «Афоня» (1975), «Мимино» (1978), «Осенний марафон» (1979), «Паспорт» (1990), «Настя» (1993), «Орёл или решка» (1995) и др. Государственная премия СССР (1978), Государственная премия Российской Федерации (1996).

* * *

ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич - ДАНЕ́ЛИЯ Георгий Николаевич (р. 25 августа 1930, Тбилиси), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1989). Премия «Золотой Овен» (1994).

В 1955 окончил Московский архитектурный институт, в 1959 - Высшие режиссерские курсы. Первые работы - фильмы «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Л. Н. Толстого), «Сережа» (1960, совместно с И. В. Таланкиным (см. ТАЛАНКИН Игорь Васильевич) , по повести В. Ф. Пановой, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Путь к причалу» (1962, по повести В. В. Конецкого) - как будто не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов. Но уже в этих его картинах присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм могут вполне мирно уживаться в пределах одной картины с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все без исключения герои для Данелии - «тоже люди», более того, понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию. Кстати, в творчестве самого режиссера уже в названиях фильмов («Не горюй!», 1969; «Слезы капали», 1982) содержится противоречивое отношение к миру. И внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» (1975), в общем, благожелательно воспринятый также и властями, не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой и вызвавшей раздражение у начальства. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя - «Осенний марафон» (1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981) - тоже была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино» (1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с обаятельной лирической комедией «Я шагаю по Москве» (1964), который дружно признали легким и беспечным, как летний дождь. Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна») и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Три последних работы («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орел и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей - Государственная премия России (1997), хотя в них очевидны самоповторы режиссера, чувствуется усталость и некоторая исчерпанность прежних средств выразительности. Однако несомненная цельность его творчества и упорство в отстаивании ценности любой человеческой индивидуальности проявляются и в этих фильмах 1990-х годов, в которой сопряжены многие сквозные темы Данелии - от психологической драмы «Путь к причалу» о «старом морском волке» до авантюр «новых русских» в ленте «Орел и решка».

В 2000 Данелия снял фильм «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе в роли речного капитана в главной роли.

Большой энциклопедический словарь

ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич (р. 1930) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1989). Фильмы: "Сережа" (1960, совместно с И. В. Таланкиным), "Я шагаю по Москве" (1964), "Не горюй!" (1969), "Афоня" (1975), "Мимино" (1978), "Осенний марафон" (1979), "Кин-дза-дза" (1987), "Настя" (1993). Государственная премия СССР (1978).

Полезные сервисы